nav-left cat-right
cat-right

Русская школа керамики

23032.pВ развитии керамического искусства России можно выделить два этапа: начальный, который совпадает с приходом на Русь христианства ( IХ век н.э.) и базируется на греческой или византийской традиции, и течение, возникшее с приходом к власти Петра Великого – голландская изразцовая живопись. Голландская традиция, развиваясь параллельно с греческой, постепенно изжила ее во многом благодаря тому, что церковь вошла в подчинение государству.
Первым городом, в котором стала использоваться греческая керамическая плитка, был Киев. Киевские князья Аскольд и Дир позволяли греческим ремесленникам жить и трудиться в Киеве. Русские мастера переняли у греческих мастеров искусство изготовления плитки только в период правления Владимира Крестителя. Именно тогда отделывать храмы и светские здания (палаты) стали изящной высокопористой плиткой.
Первые храмы , украшенные керамической плиткой: Десятинный храм и Софийский собор в Киеве, церкви Вышгорода, Галича, Чернигова.
Керамическая плитка насыщалась светоносными изображениями (свет от господа), в которых доминировали светло-голубые, лимонные, апельсиновые и алые краски. Создание керамики для храмов поручалось известным мастерам, которые полностью разрабатывали проект оформления храма, а перед началом работ выдерживали жесткий пост. Для отделки фасадов использовалась «поливная» керамика, рисунок на которую наносился темперными красками, использовавшимися для написания икон и фресок. Изображение на плитке использовалось в оформлении основных элементов храма – иконостасов, алтаря, ниш для хранения мощей…
русские изразцыВ эпоху монголо-татарского нашествия ремесленные мастерские переместились в Псков и Москву. Там в ХIII – ХV в.в. получила распространение «муравленая» черепица, которая использовалась для отделки куполов храмов. Первые русские изразцы были созданы на рубеже ХV и ХVI веков псковскими умельцами и отличались тем, что была устойчива к морозам, не напитывала влагу, несмотря на тонкую пористость и не теряла эстетических качеств. Эти изразцы до сих пор украшают псковскую церковь Георгия-со-Взвоза.
В ХV в. в Москве началось изготовление уникальной многоцветной керамики, секрет изготовления которой на сегодняшний день утерян. По качеству материала и насыщенности цветов панно из многоцветной керамики напоминают мозаику из натурального камня. Дошедшие до наших времен образцы многоцветной архитектурной керамики – иконы Успенского собора в Дмитрове и Борисоглебского собора в Старице.
русские изразцыВ ХVIII веке изразцы стали использоваться только для внутренней отделки . Постепенно исчез рельеф с поверхности плитки, рисунок стал наноситься кисточкой.Поуказу Петра Первого российские мастера освоили производство голландской плитки на российских гончарных дворах – Петергофском, Смольном, Ново-Невском. При этом наблюдалось упрощение сюжета керамической плитки.
В начале ХХ в. окрылись студии (как студия С.П.Дягилева), которые исследовали рисунок и материал старинных изразцов и с помощью известных художников Серова, Врубеля, Головина создали новые образцы керамической плитки в «неорусском» стиле.
На сегодняшний день от величайших памятников русского керамического искусства  не осталось почти ничего, но сохранившиеся образцы тщательно собираются и исследуются, чтобы в новом направление – фотокерамике- использовать все лучшее, что досталось нам от предыдущих поколений.


SEO Powered by Platinum SEO from Techblissonline